?

Log in

No account? Create an account

beskov


Программные продукты и проекты

Методы, Подходы, Новости, Объявления, Заметки


Previous Entry Share Next Entry
Метод «экспертного моделирования» потребностей аудитории массового веб-сервиса
beskov
Зачем нам нужна модель потребностей:

1. Формирование и коммуникация образа аудитории всем участникам процесса выработки требований и создания продукта

2. Обоснованное проектирование и приоритезация пользовательских свойств продукта (прежде всего — функциональных)

3. Снижение рисков неучёта ряда потребностей или недооценки их актуальности

4. Более точное соответствие продукта потребностям аудитории

5. Увеличение охвата аудитории

6. Увеличение прибыли

7. Получение основ для стратегического планирования, в том числе перспективных исследований

Последующая методика экспертного экспресс-моделирования, основана на методе Дельфи, методе разработки пользовательских историй в Agile и методе оценивания и согласования оценок в Agile.


Предусловия
Собирается группа из 5-6 экспертов и модератора. Эксперты набираются из числа участников проекта, которым близка и интересна задача проекта — маркетолог, аналитик, менеджер, юзабилист, психолог, социолог, разработчик, пользователь.

I. Выявление кластеров и потребностей
1-й этап — генерация кластеров — модератор формулирует группе задачу придумать, какие на их взгляд, есть социокластеры среди пользователей интернета, которым может быть близка тематика проекта и предлагает их выписать на карточки, не оглашая вслух и не показывая друг другу — «аудиофилы», «студенты», «музыканты» — что угодно, тут основная цель — выделить разнообразные группы, до 20-30 штук. Причём чем мельче будет группа, тем в принципе проще ей потом атрибутировать потребности.

2-й этап — оглашение, сопоставление и объяснение кластеров. Все кластера выписываются на доску, дубликаты удаляются, каждый автор кластера объясняет, что он имел в виду под кластером, даёт ему
неформальное определение, добивается понимания. Схожие кластеры сливаются, явно нерелевантные кластеры уничтожаются коллективным мнением. Могут добавиться новые кластеры если кто-то вспомнит что-то ещё.

3-й этап — для каждой из заявленных на доске кластеров группа выдвигает в режиме мозгового штурма предполагаемые жизненные ситуации, задачи и потребности. Они выписываются для каждого кластера на доску, каждый кластер рассматривается по-отдельности.

II. Оценка размеров кластера, частоты возникновения потребности и её приоритетности (жизненно важная, желательная, развлекательная)
4-й этап — группа производит независимое оценивание размеров каждого кластера (для рунета вцелом или только для Москвы — в зависимости от аудитории продукта), затем происходит «вскрытие оценок», авторы наиболее радикальных оценок объясняют её, повторное оценивание и согласование вплоть до сходимости в пределах +/- 25%.

5-й этап — то же самое относительно частоты возникновения потребности (несколько раз в день, раз в день, раз в неделю, раз в месяц, раз в квартал, раз в полгода, раз в год, раз в 3 года, раз в 5 лет, раз в 8 лет, раз в 15 лет, раз в 25 лет).

6-й этап — то же относительно приоритетности.

На основании оценок можно будет произвести ранжирование потребностей по актуальности для реализации, иметь стратегический план закрытия потребностей фичами продукта на год и более.


  • 1
(Deleted comment)
а это у меня интеллектуальный ценз на входе от всяких смошников

это лишь один из методов

кого из 10 млн. аудитории стоит опросить?
знаешь ли ты, что то, что человек говорит и что он делает - не одно и то же?

> интеллектуальный ценз
Смерть неверным!

В четвертом и пятом пунктах я бы на такое исследование не понадеялся. Это больше похоже на гадание на кофейной гуще.

Задачу про бензоколонки в нью-йорке знаете?

(Deleted comment)
при наличии форума ты получаешь отклики тех, кто:
а) уже в сети
б) уже на твоём сайте
в) лоялен ему настолько, что готов тратить своё время на feedback

(Deleted comment)
совсем не обязательно
для цели 5 нужно расширять рассматриваемую аудиторию
а получая отклики только активных пользователей своего сайта, ты упускаешь потенциальную аудиторию и потенциальные потребности неактивной аудиториии и те, о которых не подумала активная

это для выраженно нишевых продуктов можно только на фидбеках развиваться, как тут у нас говорят, для "одноногих дантистов"

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
в идеале потребности моделируются в начале проекта и потом уточняются
даже из замыленных людей за счёт синергии можно получить вменяемые сведения, если соответственным образом подбирать группу

про 10 млн. готов слушать

Для внутреннего проекта хорошо. Если заказчик внешний - ему такое коллективное тыканье пальцем в небо покажется странным.

если не примените эту методику на своих проектах, прежде чем применять на внешних проектах, то он будет прав в своих ощущениях

если примените, убедитесь в эффективности и не сможете убедить внешнего заказчика - значит вам ещё рано заниматься продуктовым консалтингом и продажами услуг во внешних веб-проектах

Пока не встречал тут моделей бизнеса "делаем хорошо для себя, а потом продаем другим".

конечно

кластер - это нечёткая (fuzzy) социокультурновозрастная группа

персона - это виртуальная личность с именем, профессией, биографией, телом, привычками, характером, особенностями и т.д.

в рамках кластера можно разрабатывать персон, но это ещё один уровень сложности, детализации и полноты

дай бог чтобы кто-то с кластерами начал работать

(Deleted comment)
это уже не моделирование потребностей

(Deleted comment)
тут фокус на пользователе, таки

Спасибо, очень интересно. Это ваша разработка? Не совсем понял про "близка и интересна задача проекта" - разве задача не формулируется в процессе/в результате экспертного моделирования потребностей? Или же только уточняется?

моя, но на основе идей из Agile

задача проекта - в самой общей форме, "создать продукт в предметной области X"

Все эта схема выглядит очень надежно.
Отсюда сразу вопрос: а сможет ли группа из 5-6 человек пройти все эти стадии и придти к согласованному результату в разумное время?
Например, за один присест (2-3 часа max)?

за один присест тяжело, как показала практика, если только не выбирать узкую нишу (a-la «безногие дантисты»)
у меня как-то получилось 40 первичных групп, которые потом были свёрнуты в 9 тематических разделов — и для каждой группы — по 3-10 информационных потребностей-задач
оценивать коллективно сотни потребностей очень времяёмко

Мысль по поводу техники проведения самого процесса:

Вместо карточек можно пользоваться разноцветными самоклеющимися бумажками типа PostIt.

Плюсы: не надо переписывать, человек видит на доске СВОЮ карточку (а это приятно), их можно прилеплять-отлеплять когда и куда нужно. Кроме они того они яркие и радуют глаз. Писать на них удобно маркером, тогда лучше всем видно.

попробую на узкой нише за 3 часа, интересно до пункта 4 вкл.

  • 1